МаДзару
Dec 14 2008, 15:42
Дата: 23 — 25 января 2009г.
Название: Практический семинар Александра Ефимовича Алексейчика по теме "Вера и Духовность"
Город: Москва
Организаторы:
Координаты: e-mail: alexsem09@rambler.ru ; телефоны: 8-903-979-65-00 (Лола), 8-916-696-98-84 (Марина).
Дополнительно: Просьба ко всем, кто собирается участвовать, прислать до 30 декабря 2008 года подтверждение по e-mail или созвониться.
Ведущий семинара: Александр Ефимович Алексейчик, заведующий психотерапевтическим отделением Центра психического здоровья г.Вильнюса.
В течение этих трех дней А.Е. Алексейчик работает в кругу с 20 клиентами, за кругом находятся наблюдатели. Тема семинара открытая, при необходимости могут быть затронуты и другие, в которых участники круга заинтересованы и к ним готовы.
Примерное расписание: с 10.00 до 19.00 (с перерывом на обед и перерывами через каждые 1час 40 мин.).
Про смысл жизни
Экзистенция (existentia - от латинского "существование") - человеческое существование.
Мы задумываемся о смысле жизни часто только перед лицом смерти. Человек скорее переживает смысл жизни, а не дает ему интеллектуальную оценку. Смысл - это нечто скрытое за внешним, внутреннее; либо нечто приносящее практическую пользу от какой-либо деятельности. Понятие смысла очень близко к понятию цели. Смысл можно рассматривать и как цель, и как практическую пользу или выгоду. В этом случае он познается только тогда, когда мы теряем.
Экзистенциальный кризис (кризис человеческой жизни) воспринимается не как интеллектуальное открытие, а, скорее, как отнятие того, что у человека было. Человек начинает задумываться о смысле жизни тогда, когда у него возникает экзистенциальная тревога.
Экзистенциальная тревога - это душевная боль, тоска, тревога по поводу человеческого существования.
Пауль Тиллих выделяет две степени (уровня) экзистенциальной тревоги - абсолютную и относительную, а также три стороны этого чувства.
1. Тревога судьбы и смерти - относительная степень
Это угрожает, но этого можно избежать, от него можно защититься. Тревога и страх смерти - это абсолютный уровень экзистенциальной тревоги. Это ужас перед безнадежностью, перед ощущением пустоты; перед вторжением небытия в собственное бытие.
2. Тревога пустоты и бессмысленности
На относительном уровне можно развлечься и забыться; на абсолютном же ее ничем нельзя заглушить.
3. Страх вины и осуждения (проклятия)
Виновность воспринимается здесь, как относительный уровень экзистенциальной тревоги, а осуждение или проклятие, как абсолютный.
В разные времена и при разных психических состояниях проявляется одна или другая сторона тревоги. Переживание бессмысленности жизни и желание покончить с ней находят, как правило, противостояние во внутреннем чувстве ответственности.
Виктор Франкл различает три основных вида влечения: стремление к обладанию, куда относятся сексуальное влечение и сексуальная самореализация; влечение к достижению превосходства и власти; влечение к достижению смысла чего-либо.
В разные времена и в разных ситуациях человек хватается то за одно, то за другое влечение, а иногда и за все сразу, для того, чтобы отвлечься от чего-то более насущного, спрятанного гораздо глубже в нем самом. Лихорадочной и продуктивной, целенаправленной деятельностью человек иногда пытается заполнить внутреннюю пустоту.
Однако, при таком подходе к деятельности, человек неизбежно испытывает "депрессию победы"- это состояние, при котором люди, которые очень напряженно добиваются какой-либо цели, добившись ее, получают явное переживание экзистенциальной пустоты (отсуствия смысла жизни). В это время велика вероятность того, что человек начнет заполнять это чувство пустоты или, так называемый экзистенциальный вакуум, с помощью "эрзац - смыслов".
Эрзац-смысл - это рационализация смысла существования, т.е. это рационализированные, ложные мысли о человеческой ситуации. Они связывают существование с продуктами человеческой деятельности, ее результатами. Например, смысл жизни коровы, с точки зрения человека - в ее полезности для людей. Это пример эрзац-смысла, т.к. никто не знает точку зрения самой коровы.
Таким образом, сама постановка вопроса о смысле жизни предусматривает вторичность жизни по отношению к чему-либо более значимому и сводит его к результатам деятельности человека. На самом же деле, центром деятельности человека и ее смыслом является он сам.
Еще один вариант смысла жизни - через самоотдачу или жертву.
Зигмунд Фрейд говорил, что в конечном итоге смысл человеческой жизни должен иметь вечную, неизменную опору и поэтому вне религиозного сознания вообще невозможны никакие разговоры о смысле человеческой жизни. Т.к. Фрейд был атеистом и рационалистом, то это было очень смелое и жесткое заявление - и поэтому сам Фрейд считал жизнь бессмысленной!
А каково ваше мнение?
Согласна с Франклом. Поняла, что через жертву смысл моей жизни реализовывать не хочу.
С Фрейдом согласна (только без должен) в части: "смысл человеческой жизни должен иметь вечную, неизменную опору". Не согласна, что "вне религиозного сознания вообще невозможны никакие разговоры о смысле человеческой жизни".
Мое мнение - смысл человеческой жизни находится в самой человеческой жизни, а не вне ее, т.е. его можно постичь вкушая эту жизнь.