![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Karramba-07 |
![]()
Сообщение
#1
|
Призрак ![]() Группа: Seminarists Сообщений: 7 Регистрация: 13-May 15 Пользователь №: 9,040 ![]() |
Слово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.
Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального. Также гуны - это одно из главных понятий в Аюрведе, описывающeе основные качества Природы. Их три: Саттва – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила; Раджас - страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие; Тамас -бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству. Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние. Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов: Воздух Эфир Вода Огонь Земля а наш разум характеризуется 3-мя Гунами: Саттва – знания, чистота, непорочность Раджас – действие, страсть Тамас – инерция, невежество Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса. Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям. Далее приводятся признаки каждой из гун. 1. Саттва-гуна. • Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо. • Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается. • Гуна благости порождает истинное знание. • Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, - относится к гуне благости. • Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости. • Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости. • Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости. • Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости. • Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости. • Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости. 2. Раджа-гуна. • Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности. • Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений. • Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью. • Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания. • Гуна страсти разжигает алчность. • Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней. • Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго. • Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти. • Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности. • Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти. • Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти. • Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти. • Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти. 3. Тама-гуна • Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии. • Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных. • Деятельность в гуне невежества лишает человека разума. • Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии. • Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы. • Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества. • Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества. • Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы. • Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, - такое счастье называют счастьем в гуне невежества. Ведическая психология: теория трёх гун доступным языком. Гу́на (санскр. गुण) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». По мнению Вед, в этом мире всё имеет активную, инертную природу, и некую середину, которую называют баланс. Это проистекает в любом процессе. В природе этого мира и человека существует три гуны. С процессом проявлению гун мы встречаемся везде, в работе, в общении с людьми, в семье и конечно внутри себя. Существует три гуны - три состояния сознания и тела: тамас – гуна – "гуна невежества" раджас – гуна – "гуна страсти" саттва – гуна – "гуна благости" Это три состояния сознания и тела: инертное (тамас - гуна), активное (раджас - гуна) и гармоничное (саттва - гуна). В течении своей жизни каждый человек прибывает то в одном состоянии, то в другом. И сейчас мы рассмотрим, как они проявляются в жизни. Тамас - гуна – по определению "гуна невежества". Это инерция сознания и тела. Она воздействует на человека разрушающе, если воздействия гуны усилено. Но, естественно она необходима для поддержания баланса тела, для того, чтобы человек отдыхал, спал, восстанавливая свою жизненную энергию. ЛЕНЬ - вот основной порок этой гуны. Поиск ложного покоя и остановки в жизни, желания "отсидеться в уголке", и чтобы меня никто не трогал. Конечно, это усталость, болезненное состояние и желание быть не при делах. "Ничего не хочу", "Ничего не могу", "Мне лень", "Как же это сложно" - вот те мысли и установки, которые приходят к человеку в этом состоянии сознания. Вследствии этого, когда человек попадает в это состояние он сильно подвержен пассивным негативным эмоциям, а также апатии, депрессии, жалости, сентиментальности, обидчивости, претензий и самоедства. Болезни. Вследствии этого состояния снижается общий тонус, иммунитет "подрывается", человек имеет сильные риски заболеть, и более того, болеть долго, долго не вылечиться. Это некая зона, в которую попадает человек и его может затянуть, как в болото. Он так и будет жить в вечных претензиях и лени, но каждый может перейти и на другой уровень, так сказать взбодриться. Раджас – гуна – состояние сознания человека характеризуется как активное и предприимчивое. Это другая сторона медали. Общий тонус человека повышен, сознание гиперактивно, суетливо, сумбурно, мыли разрозненны. В таком состоянии сознания люди бывают харизматичны, эгоцентричны, но без сознательности, мудрости в проявлении этих качеств, без управления это становится причиной бед и несчастий человека. Что же это за интересное состояние сознания? Человек становится импульсивен, напорист, горяч в спорах. Его шаг в разы быстрее, чем у других, а на спидометре 100 - 150 км. в среднем. Скорость реакций, высокая интелектуальная способность позволяет в этом состоянии сознания успевать очень многое и гораздо быстрее, чем другие. Эффективность дня увеличивается в разы, для восстановления такому человеку достаточно сна в 5 - 6 часов, при этом он чувствует себя хорошо. Тело хочет двигаться, а разум требует деятельности - вот прекрасные качества раджас - гуны. Если в этом состоянии человек теряет разум, что очень часто происходит, он становиться источником хаоса, бездумного эгоцентризма, безумства, неспособен думать и анализировать все происходящее. Со временем такая активность может сослужить плохую службу психике человека: нарушение сна, психической стабильности, умение отдыхать и освождаться от мыслей. Ум играет с такими людьми злую шутку, он настолько привыкает работать, что уже не в силах остановиться. Отсюда и качества раджас - гуны, которые могут быть использованы, как добродетель или как разрушающая сила: харизма, активность, неуспокоенность, властность, эгоцентризм, целеустремлённость, энергичность, гнев, раздражительность, жестокость. А смыслом жизни часто люди ставят социальную реализацию, богатство, власть. И ЧТО ДЕЛАТЬ? Если у человека повышен раджас (раджас - гуна), ему необходимо немного успокоится в своей борьбе за жизнь, сходить в бассейн, на чайную церемонию, погулять на природе, устроить себе "день безделья" (О, как некоторым это бывает нелегко!). Замедлить внутренние и внешние процессы, то есть добавить тамаса (тамас - гуну). А если у человека преобладает состояние тамаса, то нужно повышать раджас: сходить в тренажерный зал, теннисный корт, скалодром, для женщин - танцы, для мужчин - боевые искусства. Нужно взбодриться, начать говорить или ходить быстрее, думать над тем, что происходит. Знаете, появляется такое состояние, будто ты очнулся, и не очень понимаешь что происхоит. Но то, что происходит тебе хочется как-то улучшить. Тогда есть вероятность, что мы попадем в состояние баланса: саттва - гуна. По определению Саттва – гуна определяет в человеке баланс мышления и эмоций, мудрый подход к жизни, ясность сознания. Сознание находится в гармонии, тело в собранном и спокойном состоянии. Не зря определение этой гуны – «благость». Попадая под её влияние человек находиться в благости. Это состояние ни с чем не спутать. Глаза ясные, сознание спокойное и сосредеточное на процессе, который ты творишь. Ум подчиняется любому импульсу сознания, а эмоции, как армия войнов, которые терпеливо ожидают своего часа. Это не состояние пассивности, это состояние осмысленности. И в саттве тоже можно быть активным, но эта активность она созидательна, осмыслена. Качества этой гуны: благодать, благодетель, любовь, созидание, вдохновение, мудрость, сознательность, индивидуальность, сострадание, всепринятие. Наша задача, наблюдать за своим состоянием сознания и страмиться к балансу, к саттве. Вот ещё что интересно: Мудрецы говорят, что всего 1 процент всего человечества – это «саттвичные» люди. Около 10-15 процентов – «раджасичные» люди, те, кто добиваются материальных и социальных высот, это успешные бизнесмены, политики, «звёзды», актёры. Те, кто проявляет жизненную инициативу и имеет достаточно сил, для её осуществления. Все остальные люди, более 80 % населения Земли попадают под влияние тамас – гуны. Такими людьми легко управлять, ведь у них пассивный тип жизни, низкий уровень бытия и понимания. Немного полезных размышлений: Чтобы достичь саттвы, нам необходимо достичь баланса между раждасом и тамасом. Изначально у человека проявлен раджас, ребенок активен, импульсивен. Но путем пеленаний, объеданий, пересыпаний, 17 -летнего сидения за партой, раджас у человека уходит и он становится инертен. Это является результатом образа жизни и воспитания, и сферы деятельности, и потенциала характера, жизненных приоритетов. Но есть и раджасичные люди, которые по тем же факторам сформировались по-другому. Поэтому нам следует понять, чтобы достичь саттвы, нам нужно привести в баланс работу энергий раджаса и тамаса. Энергия поступает, распределяется и трансформируется в нашем теле. Ключ в нём. Мы получаем энергию через пищу, дыхание и впечатления. Поэтому, чтобы состояние саттвы стало естественным нашему существу, нам нужно немного пересмотреть образ жизни. Дорогу освоит идущий: Необходимо потреблять здоровую свежеприготовленную пищу только из натуральных продуктов, есть овощи и фрукты, молочную пищу. Отдельно употреблять белки, углеводы и нейтральные продукты; Необходимо освоить основные методы правильного дыхания – пранаямы, для контроля над умом и эмоциями, а также энергией нашего тела. По возможности изолироваться от энергоинформационных источников, которые закладывают в нас негативные впечатления: TV, радио, бульварные романы, компьютерные игры, общение с недоброжелательными людьми; Нужно стараться заниматься физически, чтобы энергия не застаивалась в теле а всегда свободно трансформировалась. Если вы активно позанимались в зале или сделали физическую разминку это даст тонус организму, и усилит раджас. Если Вы хотите, чтобы энергия не просто выработалась, а направилась на ваше комплексное развитие, то занимайтесь йогой. старатесь спать не более 8 часов и рано вставайте; больше находитесь на природе; будьте эмоционально активны, настраивайтесь на позитивый лад и дарите его людям. Как же гармонизировать Гунны? Как прийти к балансу внутри себя? Павел Артемьев рекомендует дыхание для гармонизации Гун. Пробуждение Саттва-гуны Нади Шодхана пранаяма (для пробуждения саттва-гуны) гармонизирует работу двух каналов и приводит человека к балансу и гармонии. Техника выполнения дыхания Нади Шодхана: Указательным пальцем правой руки закройте левую ноздрю. Большой палец находиться около правой ноздри. Сделайте глубокий вдох через правую ноздрю, затем закройте правую ноздрю большим пальцем и откройте левую, выдыхая через неё. Повторите 5 циклов такого дыхания. Усиление Тамас-гуны Для активизации канала Ида (усиление тамаса), когда нам необходимо успокоить нервную систему, замедлить работу ума, замедлить работу сердца и всего организма, подготовиться ко сну, ослабить бдительность ума, охладить тело, понизить давление, мы применяеv Лунное дыхание (Чандра бхеда). Техника выполнения дыхания Чандра бхеда: Сидя с прямой спиной, мы закрываем большим пальцем правой руки правую ноздрю и делаем глубокий вдох через левую ноздрю. Затем раскройте правую ноздрю и выполните выдох через правую ноздрю. Повторите 5 циклов такого дыхания. Активизация Раджас-гуны Для активизации Пингалы (усиления раджаса), кторая отвечает за активизацию жизненной энергии, повышение давления, согревание тела, тонус ума и тела, мы применяем солнечное дыхание Сурья бхеда. Техника выполнения дыхания Сурья бхеда: Сидя с прямым позвоночником, закрываем указательным пальцем правой руки левую ноздрю. Совершаем глубокий вдох через правую ноздрю, затем открываем левую ноздрю и выдыхаем через левую, одновременно закрывая правую ноздрю. Повторите 5 циклов такого дыхания. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 25th May 2025 - 20:28 |