IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topic
> ТРИЗ, кое-что
АВС
сообщение Feb 19 2008, 14:42
Сообщение #1


Ведьма(к)
******

Группа: Seminarists
Сообщений: 723
Регистрация: 1-April 05
Пользователь №: 3



http://www.altshuller.ru/triz/triz66.asp

Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. – С. 102 - 112.

ЧТОБЫ УКРЕПИТЬ ЗНАМЯ...

Научное открытие напоминает теперь бомбардировку крепости с различных сторон; осторожное карабканье по оставшимся обломкам и борьбу за то, чтобы укрепить знамя по прибытии наверх.


Вант-Гофф

Методика изобретательства — и это очень важно помнить — не сводится к рациональной системе решения изобретательских задач. Главное в методике то, что она приучает изобретателя рассматри­вать технические объекты в их развитии и понимать диалектику этого развития.

Рациональная система с ее стадиями и этапами дает лишь об­щую схему творческого процесса. Используя эту систему, надо иметь в виду дополнительные правила.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО. Трудно судить по мгновенному фотоснимку о каком-нибудь процессе, например о прыжке. Другое дело, когда таких снимков несколько и они составляют последовательную се­рию. Так бывает и в изобретательстве. Обычно условие задачи со­держит «мгновенный снимок» и ничего не говорит о тенденциях в развитии технического объекта. Опытный изобретатель никогда не приступит к решению задачи, прежде чем не представит себе ясно, в каком направлении идет развитие.






Рис. 20.

Посмотрите на рис. 20. Три «мгновенных снимка» позволяют ясно представить себе тенденцию в развитии ленточных транспортеров.




Рис. 21

На следующем рисунке отражена эволюция радиально-сверлильных станков: расстояние между двигателем и рабочим органом становилось все. меньше и меньше, соответственно упрощалась и трансмиссия (рис. 21).

Изучая тенденции развития того или иного технического объекта, надо, однако, помнить, что история техники дает яркие приме­ры повторения на новой технической базе старых принципов. На рис. 22, справа, изображен пароходный винт инженера Ресселя, построившего в 1829 году винтовой пароход «Циветта». Прошло сто тридцать лет, и английский инженер Тулин изобрел гребной винт, показанный на рис. 22, слева. Этот винт образован не отдель­ными лопастями, а похож на отрезок шнека, применяющегося для перемещения жидких, полужидких и сыпучих материалов. Винты Ресселя и Тулина похожи друг на друга, как две капли воды.




Рис. 22.



Чем же вызван возврат к старой форме?

Еще до Тулина советский изобретатель А. Пресняков разрабо­тал проект винтохода. Достаточно взглянуть на рис. 23, чтобы по­нять, в чем преимущества «шнекового» винта. Сто тридцать лет назад не было достаточно мощных двигателей, и «шнековый» винт оказался много хуже лопастного. Однако на больших скоростях, ставших доступными благодаря современным мощным двигате­лям, положение меняется. «Шнековые» винты поднимут быстро­ходное судно над водой и сделают это лучше, чем подводные крылья.




Рис. 23.

Развитие в технике идет так, что изобретателям часто приходит­ся возвращаться к старым идеям и использовать их на новом тех­ническом уровне. Здесь полностью применимы ленинские слова о том, что познание человека — не прямая линия, а кривая, беско­нечно приближающаяся к спирали.

Над каждой серьезной задачей думают одновременно многие изобретатели в разных странах. Поэтому, приступая к решению, следует прежде всего задать себе вопрос: «А почему эту задачу не решил никто до меня?» Ответить на этот вопрос можно, только проследив, как изменялся данный технический объект.

Понять логику развития машины — значит сделать первый шаг на пути к изобретению.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО. Это правило можно сформулировать в двух словах: «Пусть случится!»

Пожалуй, нагляднее всего принцип «Пусть случится!» изложен в южноамериканском народном предании об обезьяне, которая придумала ананас. Я перескажу это предание, дополнив его неко­торыми техническими подробностями.

НОВЕЛЛА ОБ ОБЕЗЬЯНЕ И АНАНАСЕ

Однажды некая обезьяна по имени Ан побывала в далекой северной стране и привезла оттуда чертежи ёлки. Эти чертежи были изучены со всем вниманием, и обезьяны задумали создать нечто подобное и для своего леса. Ведь всем известно, что обе­зьяны любят подражать.

Однако обезьяна Ан, которой было поручено создание местного образца ёлки, обладала богатым творческим воображением. «Размеры не те,— решила обезьяна.— Шишка должна быть раз в десять больше. И, разумеется, вкуснее». Эта идея так понравилась другим обезьянам, что в честь изобретателя проектируемый плод назвали ананасом.

Оставалось построить экспериментальную ёлку нового типа. Обезьяна Ан поступила очень просто. На чертежах обычной ёлки она переправила одну цифру — и масштаб изменился в десять раз.

С этим проектом обезьяна Ан отправилась в соответствующее учреждение. Там немедленно собрали высокоученых экспертов.

— Не пойдет, — сказал первый эксперт, — эта ёлка будет в пять раз выше других дерезьев нашего леса. Она не выдержит урагана.

— Конечно, не пойдет,— решительно произнес второй экс­перт. — При такой высоте дерева для питания его ветвей придется ставить специальную насосную установку...

— Не пойдет! — воскликнул третий эксперт.— Типичное техни­ческое противоречие: выигрывая в массе плода, вы проигрываете в утяжелении несущей конструкции. К тому же подумайте, что случится, если большой ананас упадет на землю...

— Что случится? — переспросил изобретатель. — Конечно, если такая штука ударит...

И тут его осенило. Он воскликнул:

— Пусть случится! Пусть упадет заранее! Надо изменить про­ект— дерево вообще не нужно. Ананасы должны расти на земле. Я уже представляю себе эту конструкцию: ананасы, окруженные большими пучками листьев. И падать им некуда... А какая эконо­мия лесоматериалов!

Проект был принят единогласно.

«Пусть случится» — это простое правило помогает решать мно­гие задачи. Вспомните хотя бы задачу о транспортировке толстолистовой стали. Трудность состояла в том, чтобы достаточно про­стыми средствами предотвратить падение транспортируемого листа. Применим принцип «пусть случится». Допустим, лист уже упал. И что же? Разве нельзя транспортировать его именно в этом положении?

Когда-то листы стали были небольшими и их легко переносили над землей. Теперь, по условиям задачи, вес листов достигает 30 тонн. Можно предложить более или менее простые и в то же время надежные захваты. Но тенденция развития здесь очевидна: в дальнейшем листы стали будут иметь вес и в 50 тонн, и в 70 тонн. Что же, и эти листы переносить над землей?

Достаточно так поставить вопрос, чтобы стала очевидной необ­ходимость и целесообразность применения принципа «пусть слу­чится». Транспортировать тяжелую стальную заготовку легче по земле. Можно заведомо сказать, что путь для такой транспорти­ровки должен найтись. Ведь по правилам техники безопасности запрещается транспортировать тяжелые грузы над головами людей. Значит, при всех обстоятельствах листы транспортируются по свободному пути. Так пусть случится! Зачем их поднимать, а потом опускать? Пусть все время движутся по земле — и они никогда не упадут.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО. На первый взгляд это правило кажется па­радоксальным. Сформулировать его можно так: чем больше на­растают трудности при попытках решить задачу, тем ближе верное решение. Или короче: недостатки — это потенциальные достоин­ства.

В сущности, ничего парадоксального здесь нет. Трудности при решении задачи связаны с тем, что изобретатель блуждает, не зная верного направления. В этих условиях очень важно знать хотя бы неверное направление: тогда останется повернуть на 180°.

Представьте себе человека, который с завязанными глазами бродит в огромном зале. Если он натолкнется на стену, это уже по­может ориентироваться. Зная, куда нельзя идти, легче решить во­прос о том, куда идти можно.

В конце прошлого века шведский изобретатель Лаваль, работая над усовершенствованием паровой турбины, столкнулся с почти непреодолимым затруднением. Ротор турбины делал тридцать тысяч оборотов в минуту. При такой скорости вращения необхо­димо очень точно уравновесить ротор, а этого Лавалю как раз и не удавалось добиться. Изобретатель увеличивал диаметр вала, делал вал все более жестким, но каждый раз при опытах машина начинала дрожать и вал деформировался,

В конце концов поняв, что увеличивать жесткость вала далее невозможно, Лаваль решил проверить прямо противоположный путь. Массивный деревянный диск был насажен на... камышовый стебель. И вдруг оказалось, что податливый, гибкий вал при враще­нии уравновешивается сам собой! Лаваль отметил в записной книжке: «Опыт с камышом удался...»

Бывает так, что задача на данном этапе развития науки и тех­ники не решается ни одним из возможных способов. Если задача «не поддается», надо задать себе вопрос: «А нельзя ли исполь­зовать в других задачах тот эффект, который в данной задаче иг­рает отрицательную роль?»

Член-корреспондент Академии наук СССР В. П. Вологдин в статье «Путь ученого» («Ленинградский альманах», 1953, № 5) пи­шет, что еще в двадцатых годах он задался целью применить токи высокой частоты для нагрева металла. Опыты показали, что ме­талл нагревается лишь с поверхности. Ток высокой частоты никак не удавалось «загнать» в глубь заготовки, и опыты прекратили. Впоследствии Вологдин не раз сожалел, что не использовал этот «отри­цательный эффект»: про­мышленность могла бы получить метод высоко­частотной закалки сталь­ных деталей на много лет раньше.

По-иному сложилась судьба другого выдаю­щегося изобретения — электроискровой обра­ботки металла.

Двое исследователей, Б. Р. Лазаренко и И. Н. Лазаренко, работали над проблемой борьбы с электрокоррозией металлов. Электрический ток разъедал металл в месте соприкосновения двух деталей, и с этим ничего не удавалось сделать. Были испробованы твердые и сверхтвердые сплавы — и безрезультатно. Исследователи пытались помещать контакты в различные жидкости, но разрушение шло еще интенсивнее. Ничто не могло предотвратить измельчение металла в порошок!

Однажды изобретатели поняли, что этот «отрицательный эф­фект» можно где-то применить с пользой. Так возникла идея пер­вого изобретения: получать с помощью электрокоррозии тончай­шие металлические порошки.

«Вредное» явление стало полезным, и вся работа пошла те­перь в другом направлении. 3 апреля 1943 года изобретатели по­лучили авторское свидетельство на электроискровой способ обра­ботки металла.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО. Иногда «отрицательный эффект» очень трудно, почти невозможно устранить. В таких случаях полезно дей­ствовать по принципу «минус на минус дает плюс»: не стремиться к устранению «отрицательного эффекта», а просто компенси­ровать его другим эффектом, тоже «отрицательным», но про­тивоположным по действию.

Можно привести такой пример. Диафрагму на фотоаппаратах устанавливали либо перед объективом, либо позади объектива. В первом случае изображение несколько раздувалось, во вто­ром — сжималось. Это явление, названное дисторсией, довольно долго не могли устранить. А выход, найденный впоследствии, ока­зался простым: надо было поставить две диафрагмы — перед объ­ективом и позади него. Пучок лучей сначала несколько расширял­ся, а затем ровно настолько же сжимался. Одно искажение ком­пенсировалось другим, и снимок получался без малейших погреш­ностей.

Этот же принцип использован и в широкоэкранной киносъемке. Идея широкого экрана выдвигалась давно, еще в двадцатых годах. Однако для широкого экрана требовалась и широкая пленка, а это означало, что придется менять всю съемочную и проекционную аппаратуру. Изобретение, открывшее путь широкому экрану, было основано на эффекте компенсации. Съемка велась обычным аппа­ратом на обычной пленке, но через насадку, оптически сжимаю­щую широкое изображение. Проецировали фильм также с по­мощью обычной аппаратуры, дополненной насадкой; пройдя на­садку, изображение вновь становилось широким.

Используя правило компенсации, изобретатель решает задачу не «в лоб», а обходным путем. Особенно часто этим путем прихо­дится идти при решении задач, связанных с оптикой, акустикой, радио- и электротехникой. Однако компенсация может успешно применяться и при решении задач в других, самых различных об­ластях техники.

Вот типичный пример.

С уменьшением содержания воды в бетонной смеси возрастает прочность готового бетона. Однако если содержание воды в бето­не низко, возникают затруднения в укладке бетона и в получении гладкой поверхности бетонного элемента. Таким образом, налицо типичное техническое противоречие: выигрывая в одном, мы неиз­бежно должны проиграть в другом.

Что же предложили изобретатели? Они сказали: не нужно уменьшать содержание воды в приготовляемом бетоне. Наоборот, бетон нужно готовить с избытком воды. А уже затем, после затворения, избыточную воду следует отсасывать с поверхности бетона посредством вакуумирования.

Это предложение сразу сняло противоречие и позволило ис­пользовать преимущества высокого исходного и низкого конеч­ного содержания воды в бетоне.

* * *

Ну, а если никакие приемы не приводят к решению задачи?

Убедившись в этом, изобретатель вправе сказать: «Арсенал средств современной техники еще недостаточен, чтобы сделать та­кое изобретение». Это значит, что за решение задачи должна взяться уже не техника, а наука. И лишь после того, как ученые откроют новые физические явления и новые свойства материи, можно будет сделать изобретение.

Если бы перед самым талантливым изобретателем середины прошлого века поставили задачу создать устройство для просве­чивания металлических изделий, изобретатель только пожал бы плечами. А сейчас такую установку может спроектировать каждый конструктор, потому что открыты и изучены рентгеновские лучи, гамма-лучи и ультразвуки.

В основе изобретения всегда лежит открытие — установление объективных свойств материи и закономерностей её развития. Иногда между открытием и изобретением проходит значительный промежуток времени. Так, упругие свойства пара были известны еще в древности, а паровая машина была изобретена лишь в XVIII в. Но случается, что изобретения обгоняют открытия: зако­ны трения были открыты в результате наблюдений за водяной мельницей и работой ее передаточного механизма.

Исследования в современной науке ведутся планомерно. Вни­мание ученых сосредоточивается прежде всего на проблемах, ре­шение которых нужно для техники, для производства. Поэтому над важнейшими техническими задачами совместно работают коллек­тивы ученых и изобретателей.

Может возникнуть вопрос: а следует ли в таком случае разра­батывать методику изобретательства и не целесообразнее было бы создать единую методику научно-технического творчества?

Во всех видах творчества есть нечто общее. Если, например, сравнить творчество художника и творчество изобретателя, най­дется немало общих черт. Однако наряду с этим имеются и прин­ципиальные отличия. Поэтому сначала должны быть изучены от­дельные конкретные виды творчества. Когда будет понят их ме­ханизм, окажется возможным судить о том, что характерно вооб­ще для всех видов творчества и что присуще только тому или иному виду.

Если изучать творчество «вообще», не удастся продвинуться дальше самых прописных истин.

Исследование закономерностей научного творчества — задача очень сложная. Работа в этом направлении уже ведется. Создание научной методики открывательства — не за горами.



МЫСЛИ ОБ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ

Когда я желал что-нибудь изобрести, я на­чинал с изучения всего, что было сделано по данному вопросу за прошлое время.

Эдисон

Открытия заключаются в сближении идей, которые соединены по своей природе, но доселе i были изолированы одна от другой.

Лаплас

Наиболее плодотворны из выбираемых комби­наций — те, которые образованы из элементов, взятых из очень отдаленных областей.

Анри Пуанкаре

Творчеству можно учиться ничуть не хуже, чем всему другому.

Дж. Бернал
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 28th May 2025 - 03:01