![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
ГенШи |
![]()
Сообщение
#1
|
Люден ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Gamers Сообщений: 1,208 Регистрация: 2-April 05 Из: планета Земля и её окрестности Пользователь №: 6 ![]() |
Глоссарий СИ 2020
Понимание - универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений (вики) В СМД походе процесс понимания возможен в мысле — коммуникации. А значит востребует наличия инженерии смыслов, значений и знаний. Какой тип мышления обеспечивает понимание? Технологии построения понимания в современной действительности нет. Есть теория о схеме коммуникации: говорящий, слушающий, текст. И то, от чего зависит процесс понимания: кто слушает, в какой системе деятельности он находится, почему ему важно слушать и понимать, о чём говорят и что говорят. Кто говорит — кому и зачем Продукт понимания — квант смыслообразования Цитаты лекций Петра Георгиевича Щедровицкого («Введение в синтаксис и семантику графического языка СМД подхода») понимание является базовой функцией по отношению к понятию, а мышление является вторичной. И поэтому понятие производится пониманием, и в частности взаимопонимающей коммуникацией, а в мышление попадают вторично и обращаются в мышление по сопричастности к процессам понимания. Являются несобственными организованностями для мышления. понимание (и, следовательно, непонимание) текста условий задачи оказалось зависимым от средств и процедур решения, т.е. от того «способа деятельности», каким ребенок пользуется или хочет пользоваться для решения задачи «Вы поняли – и хорошо, и всё, и достаточно. Мыслить вам не нужно». Для вас мышление является избыточной функцией, если вы поняли. А вот если вы не поняли, тогда надо использовать инструменты мышления. Не понимание проявляется в разрыве между ситуацией и вашим действием. Понимание обеспечивается наличием онтических представлений (пронизывающих наш обыденный опыт: типовые ситуации, типовые действия, типовые реакции окружающих. В конце концов, ведь поведение направлено прагматическими интересами). Я определяю смысл относительно понимания, как то, что возникает в результате понимания, другой вариант — продукт понимания (кстати, это разные категории — продукт и результат, это два разных способа представления), с одной стороны, а с другой — я понимание определяю как то, что порождает смысл. особенности человеческой функции понимания как смыслообразующей функции. Оно, понимание, не только образует систему связей и соотнесений, но оно еще может производить фокусировку всей системы в любом из указанных элементов. Адекватное понимание, т.е. адекватное развертывание систем деятельности. «Понимание – это работа». Работа, которую должен проделать ..., и если мы хотим, чтобы это понимание произошло, и смысл образовался, то ... вообще-то должны ему как-то по-разному помогать. Самое главное состоит в том, что процесс понимания (или просто «понимание») во многом независимо от значений и организации их в композиции. Точнее, понимание не сводится и не может свестись к организации значений, очень часто оно строится на оппозиции к фиксированному значению. синтагматический текст всегда построен в иной парадигматической системе, нежели та, с помощью которой он понимается какие-то значения определяются или доопределяются за счет лакун в единой системе смысла. Понимание и смысл определяются актами деятельности, а, следовательно, мы можем реконструировать это, описывая операции и средства. Само понимание связано с определенными отнесениями, которые мы производим, создавая те или иные предметности. смыслы, превращенные в кинетические предметы, должны быть «подняты» в парадигматику, зафиксированы в ней. Для этого требуется особая рефлексия : смысла... Технология понимания: понимание, (должно восстановить и развернуть то, что создало и свернуло, выразив в тексте, мышление), представляет собой сложное, многовекторное (или структурное) движение. Второй знак сообщения соотносится и связывается с первым, но при этом вся знаковая форма сообщения соотносится с содержанием, и отнесение второго знака к первому является лишь моментом и средством в отношении к объектам и объективному содержанию; первый знак выступает здесь как посредствующий элемент, и точно так же сама предикативная связь в ее определенном смысловом истолковании выступает как опосредствующая отношение и связь второго знака сообщения с содержанием. чтобы понять, ... это значит – восстановить объективное содержание и смысл, соответствующий объективному содержанию, нужно иметь специальные знаки или отметки в тексте, регулирующие понимание и обеспечивающие его адекватность объективному содержанию. Анализируя ситуацию коммуникации, в которой сообщение, заданное в виде номинативного комплекса,....благодаря естественным механизмам понимания и возникновение проблемы и задачи восстановления смысла и содержания сообщения, перейти затем к анализу всех возможных форм понимания и смыслообразования. ….(ВОЗМОЖНО) расхождение между тем смыслом, который может быть восстановлен индивидом, получающим сообщение, на основе имеющихся у него средств, и тем новым содержанием, которое было зафиксировано в сообщении первым индивидом, составившим его. И именно на сопоставлении этих двух планов – содержания сообщения и его смысла – мы и строим свой анализ. ПРОЦЕДУРА ПОНИМАНИЯ: средства понимания и организация знаковой формы сообщения (объектов и операций мышления) взаимно дополняют друг друга; организация знаковой формы исходит из наличных средств понимания и должна передать структуру содержания с учетом этих средств. Понимание – его процессы, механизмы и средства – составляют и задают требования к тексту, определяют его состав и структуру. если у второго понимающего нет непосредственного оперирования с объектом и нет того объекта, который есть у первого, то для него возникает проблема понимания...он может либо восстановить понимание за счет реконструкции ситуации первого, ситуации деятельности, либо за счет реконструкции того объекта, с которым он имел дело. В одном случае там действуют одни механизмы понимания, в другом случае он должен выходить в некий следующий уровень и привлекать то самое мышление, не знаю, то ли вторичное, то ли третичное, которое обслуживает понимание, и передает понимающему соответствующие конструкции объектов. Это специальное какое-то искусство, какая-то отдельная самоорганизация, которая позволяет удерживать процесс понимания и включенности в коммуникацию с непонятным или с, так сказать, меняющимся объектом, с плывущими границами этого объекта. Как знания, так и конструкции значений делают свои определенные вклады в процесс понимания и смыслообразования. Попросту говоря, используемые нами знания влияют на процессы понимания и смыслообразования. Понятия понимания и смысла с самого начала берутся и вводятся мною как соотносительные (в дальнейшем вы увидите, что для этого у меня есть свои весьма глубокие основания). По существу понимание и смысл суть если и не одно и то же, то во всяком случае нечто единое понимание может рассматриваться либо как некоторый процесс в схеме акта коммуникации, либо как определенная деятельность индивида (в отношении к другому И) понял – смысл образовался, средств не нужно. Не понял – нужны средства. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 25th May 2025 - 23:44 |