Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Виагра для мозгов
Форум Школы Игратехников > Внешний круг > Интересное
ГенШи
Виагра для мозгов

Версия для печати

H+ – такой символ когда-то придумали футуристы для обозначения людей будущего: эдакого «человечества плюс», способного с помощью достижений науки, в том числе и фармацевтики, снимать ограничения, наложенные природой. 90-е годы были объявлены десятилетием «лучших мозгов», потребитель получил десятки препаратов, стимулирующих память, внимание, возможность аккумулировать большие объемы информации, работать сутками напролет. Каковы риски химического подправления природы – вопрос, который волнует сегодня ученых.

Люди одержимы идеей «лекарств для ума» – всевозможных нейростимуляторов, ноотропиков и прочей «виагры для мозгов». Студенты, которым перед экзаменами приходится ночи напролет просиживать над учебниками, всеми правдами и неправдами достают реталин, выдаваемый только по рецепту. Постоянно пребывающие в цейтноте программисты, топ-менеджеры, которым необходимо всегда быть в форме, глотают модафинил, тонизирующий препарат нового поколения. Причем все, кто постоянно пользуется такими средствами, убеждены, что в отличие от кофе, который дает лишь бодрость, они повышают внимание и усиливают способность усваивать трудный материал. Но так ли это? Действительно ли лекарства, которые были разработаны для улучшения концентрации и борьбы с сонливостью, способны помочь студенту сдать экзамен или менеджеру – блестяще выступить перед советом директоров? И настолько ли они безопасны, чтобы продавать их без рецепта, как, например, болеутоляющие?

На таблетке


Согласно официальным данным, в 2007 году более 1,6 млн человек в США принимали отпускаемые только по рецепту различные нейростимуляторы отнюдь не по медицинским показаниям, то есть не для лечения, а для того, чтобы заставить свою голову работать эффективнее. В ряде университетских кампусов почти каждый четвертый студент в ходе опроса сообщил, что использует подобные препараты. Неофициальный опрос, проведенный в прошлом году на веб-сайте журнала Nature, показал, что 20% респондентов (участвовали 1427 человек из 60 стран) принимают метилфенидат, модафинил или бета-блокаторы (их используют те, кто боится выступать на публике). Большинство указывали, что прибегали к препаратам для улучшения внимания, а доставали их через интернет либо у врачей, которые выписывали их для других целей.

Потребление таких препаратов, скорее всего, будет расти. Это связано со старением населения и растущей конкуренцией из-за глобализации экономики. «Если вам 65, вы живете в Бостоне и ваши пенсионные накопления столь незначительны, что приходится работать и конкурировать, скажем, с 23-летним выходцем из Индии, у вас поневоле возникает желание воспользоваться каким-нибудь из этих препаратов», – говорит Зак Линч, исполнительный директор Ассоциации представителей нейротехнологической индустрии.

Спасение или самообман?


Препараты, улучшающие работу мозга, появились довольно давно. В 1929 году химик Гордон Аллес синтезировал амфетамин, синтетический препарат, близкий к эфедрину. Во время Второй мировой войны его и аналогичные вещества раздавали солдатам для преодоления сонливости и поддержания их боевого духа. Немцы и японцы использовали одни препараты, американцы и британцы – другие, например, бензедрин, похожий по составу на адреналин.

В конце концов ученые решили выяснить, какова же реальная эффективность таких препаратов. Исследования британских и американских психологов, проведенные в 40-х годах, показали, что хотя те, кто принимает препараты, высоко оценивают их эффективность, отмечая увеличение скорости чтения, счета и пр., тесты этого не подтверждают. Более того, при выполнении достаточно сложных заданий показатели тех, кто предварительно принял препарат, существенно снижались. «Препараты амфетаминного ряда улучшают настроение, из-за этого человеку начинает казаться, будто результаты его деятельности лучше, чем они есть на самом деле. Когда делаешь что-то простое, это, может, и неплохо. Но когда, допустим, сдаешь экзамен по римскому праву или ведешь воздушный бой, такой самообман может оказаться роковым», – говорит Николай Расмуссен, исследователь из Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее. Тем не менее потребление в США амфетаминов постоянно росло, и в конце 60-х, когда Управление по контролю над продуктами и лекарственными средствами запретило продавать их иначе как по рецептам, составляло 10 млрд таблеток в год.

Близкий по составу амфетаминам, но более мягкий, чем они («золотая середина психомоторной стимуляции», как пишут производители препарата), стимулятор умственной деятельности метилфенидат был синтезирован в 1996 году. Врачи стали активно использовать его для лечения синдрома дефицита внимания, что заставило ученых разработать новые системы исследования мозговой активности и сложные нейропсихологические тесты, дабы выяснить, как действует препарат и насколько он эффективен. В 1997 году психофармакологи Барбара Сахакян, Тревор Робинс и их коллеги из Кембриджского университета выпустили доклад, в котором отмечалось улучшение ряда показателей (стереоскопическая рабочая память, планирование) у принимавших метилфенидат здоровых молодых мужчин (группа состояла из 20 человек). Однако другие показатели, такие как внимание и скорость мышления, у членов этой группы не изменились. Было также показано, что в ходе тестирования число ошибочных ответов росло, вероятно, из-за того, что под действием препарата участники эксперимента становились все более импульсивны.

Что касается пожилых мужчин, то на них метилфенидат, по данным исследователей, оказывал минимальное действие. В 2005 году группа ученых из Медицинского университета Флориды в Гейнсвилле, испытывавшая препарат на 20 студентах, которых долгое время лишали сна, вообще не выявила никакого положительного эффекта. А вот риск развития аритмии при применении этого препарата повышается. Это заставило медиков шире использовать другое лекарство – модафинил (в США разрешен к применению в 1998 г.), который обладает гораздо меньшим набором недостатков. Он позволяет длительное время обходиться без сна и при этом сохранять работоспособность, что делает его незаменимым для тех, кто вынужден много летать и страдает от перемены часовых поясов.
Ямаису Касцио, сотруднику Института будущего в Пало Альто (Калифорния), о модафиниле рассказал друг, которому приходится постоянно перемещаться по миру. Теперь командировки не выбивают Ямаиса, как раньше, из колеи: «Я стал гораздо быстрее усваивать информацию, яснее мыслить, могу теперь работать, не отвлекаясь. Хотя, конечно, до супермена с супермозгом мне далеко». Тесты отчасти подтверждают слова Касцио. В 2003-м исследователи протестировали 60 здоровых добровольцев-мужчин и установили, что прием модафинила улучшал у всех членов группы некоторые показатели, такие как запоминание цифровых последовательностей. Правда, большинство других тестов положительных изменений не выявили. Последние исследования показали, что препараты способствуют выработке организмом нейромедиаторов, химических веществ, запускающих работу определенных групп нейронов, однако до ясного понимания этих процессов еще очень далеко.

Эффективно? Безопасно?


Журнал Nature год назад опубликовал дискуссионную статью группы исследователей мозга и специалистов по медицинской этике, в которой они заявляли, что в будущем лекарства перестанут быть только средством лечения заболеваний, но станут инструментами, помогающими людям учиться и работать. В статье приводились данные исследований, показывающие позитивное влияние этих препаратов на умственную деятельность, а психостимуляторы по своему эффекту приравнивались к «образованию, здоровому образу жизни и информационным технологиям». Исходя из этого, авторы предложили такие препараты (при условии, что доказана их безопасность для здоровья) сделать доступными для любого здорового человека.

Через полгода один из членов этой группы, редактор журнала «Медицинская этика» Джон Харрис на страницах «Британского медицинского журнала» высказал мнение, что не следует ограничивать взрослых людей, желающих подзарядить свой мозг, в применении, например, метилфенидата, поскольку этот препарат считается безопасным даже для детей. Позднее Харрис в одном из интервью заявил, что он уверен – в недалеком будущем ограничения на продажу некоторых психостимуляторов будут сняты и их можно будет покупать так же свободно, как, например, аспирин. Однако отнюдь не все исследователи разделяют эту точку зрения. «Некоторые считают, что лекарства, стимулирующие умственную деятельность, это то же, что очки, улучшающие зрение, – говорит Джеймс Свансон из Калифорнийского университета, участвовавший в исследованиях препаратов, применяемых при лечении детей, страдающих гиперактивностью при одновременном дефиците внимания. – Думаю, люди просто не осознают всех рисков, связанных с приемом таких лекарств. Некоторые, хотя и небольшой процент, могут пристраститься к таким препаратам, сделаться зависимыми от них, а у кого-то это может привести и к ухудшению умственных способностей. Поэтому я против их бесконтрольного применения».

Дело в том, что сложная химическая система сигналов, ферментов, белков, которые ответственны за формирование нашей памяти, – все это работает на основе саморегуляции, работает до того момента, пока этот тонкий баланс не нарушается, в результате чего и возникает то или иное заболевание или психическое расстройство. Нарушение мыслительных процессов, искаженное сознание, наблюдающиеся, например, при слабоумии, могут быть связаны как с недостатком определенных химических веществ, так и с побочными эффектами, вызванными лекарственными препаратами. Применение различных нейростимуляторов может стать тем триггером, который порушит систему саморегуляции и может привести к непредсказуемым последствиям. Например, долгосрочная память (та, которая отвечает за воспоминания о детстве и о прошлогоднем отпуске) может улучшиться, а рабочая (та, в которой на время откладывается номер телефона) – ухудшиться.

Завышенные ожидания


Некоторый оптимизм относительно появления нового поколения препаратов вселяет то обстоятельство, что в последнее время ученые значительно продвинулись в исследованиях биохимических процессов, отвечающих за формирование памяти. Получены свыше 30 видов генно-модифицированных мышей, которые лучше воспринимают информацию и дольше хранят ее в памяти, чем их обычные собратья. «Впервые в нейронауке мы приблизились к пониманию молекулярных и клеточных механизмов памяти, – говорит Альчино Сильва, нейробиолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. – Это значит, что мы стоим на пороге того, чтобы научиться непосредственно влиять на процесс обучения и запоминания».

Но до создания по-настоящему эффективных препаратов еще далеко, поскольку остаются нерешенными многие научные проблемы. «Когда учишь модифицированных мышей чему-то простому, они действительно все схватывают на лету, но если чуть усложняешь задачу, весь эффект пропадает», – говорит Сильва.

Научный руководитель компании «Геликон» Тим Талли также считает, что управлять памятью ученые научатся не скоро. «Когда меня спрашивают об этом, я обычно отвечаю: создавая «Геликон», я был молод и тешил себя надеждой, что смогу улучшить память своих родителей. Их уже давно нет на свете, голова моя седа, и приходится признать, что теперь эту гонку я веду не для них, а для самого себя».

Источник:
Стикс Гэри
Перевод с английского Анны Макаровой
«The New Times»

ГенШи
<h1 style="font: 18px Arial,sans-serif; color: rgb(78, 78, 78); text-align: left;">Альтернативный источник энергии для мозга</h1>Версия для печатиУченые обнаружили, что во время интенсивных физических упражнений мозг переключается на альтернативный источник энергии - вместо глюкозы он начинает сжигать молочную кислоту, говорится в статье, опубликованной датскими и голландскими учеными в журнале The FASEB Journal.

Это открытие улучшает понимание процессов, происходящих в мозге.

Универсальным источником энергии в организме является глюкоза. Способностью усваивать глюкозу обладают все клетки, но главным потребителем является мозг. Его масса составляет только 2% от массы тела, но он усваивает около 25% глюкозы в организме. Лишение мозга глюкозы приводит к потере сознания.

Ученые из университета Копенгагена и университета Амстердама обнаружили, что во время интенсивных физических упражнений мозг способен переходить с потребления глюкозы на потребление молочной кислоты - вещества, которое образуется в мышцах во время физической нагрузки.

Исследователи измеряли содержание различных веществ в крови у добровольцев во время интенсивных физических упражнений и обнаружили, что выходящая из головы кровь содержит значительно меньше молочной кислоты, чем входящая. Также они показали, что мозг не накапливает молочную кислоту, а использует ее в качестве альтернативного источника энергии.

По словам ученых, физическая нагрузка приводит к значительному расходу глюкозы мышцами, поэтому уровень глюкозы в крови падает. Возможно, именно поэтому происходит переключение мозга на потребление молочной кислоты.

"Представьте, что бы случилось с животным, которое бежит от хищника, и тем самым лишает свой мозг источника энергии. Оно бы точно стало добычей другого животного, которое научилось использовать молочную кислоту для питания мозга во время бега", - утверждает главный редактор The FASEB Journal Джеральд Вейсман (Gerald Weissmann), слова которого приводятся в пресс-релизе журнала.

Как считают ученые, полученные результаты открывают новую область для изучения мозга и, возможно, приведут к появлению новых методов в медицине.

Источник:
Известия Науки
ГенШи
<h1 style="font: 18px Arial,sans-serif; color: rgb(78, 78, 78); text-align: left;">Воздействие медитации на структуру мозга</h1>Версия для печатиИзображение«Раньше все было лучше», стало привычным слышать, как старшего поколения дядюшка начинает рассказывать о предположительном блеске прошедших времен. Судя объективно, у него есть на это причины. Как бы современное общество не продлевало продолжительность жизни человека, все-таки, начиная с пятидесяти лет, человеческое тело начинает «сдавать». Суставы изнашиваются, кожа теряет эластичность, восприятие утрачивает живость и замедляется. Хотя медицина не может предотвратить смерть тела, но кажется, что ученым удалось обнаружить возможность возвращения мозгу его юношеской восприимчивости: это медитация.

«То, что медитация повышает внимательность и способность к концентрации, приводит к физическому и духовному отдыху, снижению стресса, эмоциональной стабильности, уже известно из прошлых медицинских и психологических исследований», – говорит Катя Рабиа, сотрудник клиники Кингс Колледж Университета в Лондоне.

В своей статье от 23 апреля 2009 года в научном журнале «Biological Psychology» она сообщает, медитация значительно раскрепощает и усиливает сознание так, что даже болезненные состояния страха, нарушения внимания и состояния аффекта могут быть эффективно излечены. При этом она также ссылается на исследования, при которых показательно задокументирована активность различных частей мозга. Эти исследования показали, что медитация содействует активизации частей мозга, ответственных за внимание и регуляцию состояния аффекта.

<h2 style="font: bold 16px Arial,sans-serif; color: rgb(78, 78, 78); text-align: left; margin: 30px 0px 0px;">Дать возможность мозгу стать динамичней</h2>
В других исследованиях ученые выяснили, что медитация не только вызывает приятное ощущение и успокаивает, но и повышает работоспособность, а также и изменяет структуру мозга. К этому результату пришла группа ученых Университета Кентуки в Лексингтоне, основываясь на последних экспериментах, которые они опубликовали в научном журнале «New Scientist» в ноябре 2005.

Они использовали доказанный на практике психомоторный тест бодрствования для определения воздействия усталости на ясность ума и способность концентрации. Во время опыта участники должны были смотреть на показания жидкокристаллического экрана и нажимать на кнопку, как только там появится картинка. В обычном состоянии человек реагирует за 200-300 миллисекунд, но переутомленные участники показывали намного большее время и иногда даже пропускали импульс.

<h2 style="font: bold 16px Arial,sans-serif; color: rgb(78, 78, 78); text-align: left; margin: 30px 0px 0px;">Для улучшения концентрации медитация эффективнее короткого сна</h2>
Группа исследователей особенно задавалась вопросом, как можно повысить способность концентрации другими занятиями в сравнении с 40-минутным сном. Поэтому участники были обследованы в начале эксперимента, потом после 40-минутного состояния покоя. Эти 40 минут участники занимались различными занятиями, среди которых были - сон, медитация, обучающая лекция или легкая беседа.

Исследователи были удивлены, что медитация была единственным занятием, которое привело к заметному улучшению трудоспособности, хотя никто из участников не практиковал до этого медитацию. Господин Охара, один из группы ученых объяснил: «Каждый участник показал улучшение после медитации». После бессонной ночи это улучшение было еще более заметным. Охара добавил: «Мы не знаем, почему наступает улучшение трудоспособности». Сейчас эта группа ученых исследует людей, медитирующих ежедневно в течение нескольких часов.

<h2 style="font: bold 16px Arial,sans-serif; color: rgb(78, 78, 78); text-align: left; margin: 30px 0px 0px;">Восстановление мозга</h2>
Какое воздействие оказывает медитация на структуру мозга – это тема многих дебатов. Сара Лазар из общей больницы в Бостоне, штат Массачусетс в США и её коллеги использовали магнитно-резонансную томографию для сравнения 15 человек, практиковавших медитацию от года до тридцати лет и 15 человек, которые никогда не медитировали.

Они выяснили, что у медитирующих увеличена толщина коры головного мозга в областях, ответственных за внимание и процессы восприятия в зависимости от того, как долго человек практиковал медитацию. Такие же изменения были зафиксированы в центре контроля чувств в префронтальном кортексе, как и в островковой доле, которые выполняют важную функцию при оценке чувств.

В заключение Сара Лазар заметила, что во время медитации наступает увеличение областей мозга, которые ответственны также и за восприятие и контроль над состояниями аффекта. Этот результат согласуется с другими исследованиями, которые показывают, что музыканты, атлеты и лингвисты обладают утолщением большой коры головного мозга, в ответственных за их таланты областях. По итогам этих наблюдений было доказано, что медитация, как обучение, выполняет задачу усиления сознания и восприятия. С помощью медитации поддерживаются и укрепляются области мозга человека, ответственные за способность к концентрации, интенсивность восприятия окружающего мира и переживания состояния гармонии и равновесия.


Источник:
Epoch Times Deutschland
Психология Третьего Тысячелетия
ГенШи
Определение интеллекта

К сожалению, во многих работах понятие интеллекта берется как самоочевидное, а следовательно, никак не определяется. В тех же случаях, когда делается попытка как-то определить понятие интеллекта, обычно ссылаются на какое-либо человеческое поведение: творчество, мышление, целеполагание и т.д.

Это ошибка, так как в подобной ситуации исходят из двух неявных допущений.

Во-первых, подразумевается, что человек всегда действует интеллектуально. Во-вторых, что если некоторая система воспроизведет действия человека, то она обладает интеллектом.

Разумеется, оба этих допущения сами нуждаются в доказательствах. В частности, на этих предположениях основан критерий наличия интеллекта в известном тесте Тьюринга.

В этом тесте наличие интеллекта у машины подтверждается в том случае, если человек, беседующий с машиной и с реальным человеком через письменные сообщения, не сможет определить, кто является его собеседником. Если проанализировать этот тест, то выясняется, что этот подход содержит в себе порочный круг.

Ведь в данном тесте предполагается, что сам спрашивающий несомненно обладает интеллектом, так как если мы возьмем человека с низким уровнем развития, то уже сейчас компьютерные программы могут ввести такого человека в заблуждение.

Например, известная программа «Элиза» многими людьми воспринималась как система, обладающая интеллектом.

Если же мы начнем отбирать в качестве тестирующего человека с интеллектом, то кто нам мешает сделать это отбор тем же самым методом, через письменные сообщения, и тогда получится, что мы отбираем для теста на интеллект человека, который сам может и не обладать интеллектом. Если в момент отбора мы опять позволим участвовать в тесте машине, то в случае явно неадекватных ответов мы не сможем сказать, машина это или человек слегка не своем уме.

Единственный способ проверки этого - зайти в ту комнату, где находится собеседник, и просто посмотреть на него!

Или, другими словами, тест Тьюринга можно перефразировать так: система обладает интеллектом, если она похожа на человека, обладающего интеллектом.

Для начала дадим описательное определение интеллекта:

Интеллект - это свойство, которое человек приобрел в процессе эволюции, и которое отличает человека от животных.

Но для того, чтобы переходить к практической работе, необходимо дать конструктивное определение, то есть определение, которым можно пользоваться в практических целях. Например, определять уровень интеллектуальности людей, роботов, компьютерных программ и любых человеко-машинных систем.

Поэтому очень важно иметь именно конструктивное определение интеллекта.

Отличие человека в том, что он отражает весь окружающий мир, поэтому также отражает и самого себя в мире, и те стимулы, которые управляют его поведением. Отражение самого себя у человека происходит в виде «Я-образа».

Следовательно, его поведение направлено не только на непосредственное взаимодействие с внешней средой, но и на создание стимулов, направляющих в дальнейшем его собственное поведение. Человек получил такой способ отражения окружающего мира, при котором отражающая система отражает саму себя.

И не просто отражает, а создает стимулы для направления собственного поведения. Такое свойство системы мы будем называтьавтостимуляцией.

Автостимуляция предназначена для направления своего собственного поведения в отличие от простой стимуляции поведения других особей. Для осуществления автостимуляции необходимо, чтобы система отражала саму себя и некоторое желательное состояние самой себя.

Стимулы, создаваемые при автостимуляции могут обладать свойством отложенного действия, то есть они создаются до непосредственного их использования.

Наиболее распространенными примерами таких, заранее созданных стимулов, являются программы проведения различных мероприятий. Они являются вариантами стимулов, которые воздействуют на участников проведения этих мероприятий, но действуют не в момент их создания, а гораздо позже. С другой стороны, человек может создать и непосредственно воздействующий автостимул, например, сказать себе: «Я должен сделать это!»

Автостимуляция позволяет планомерно и поэтапно распределить стимулы таким образом, чтобы достичь заранее намеченной цели.

Наиболее общим проявлением механизма автостимуляции является личность человека, то есть его "Я". Структура "Я" всегда является внешним стимулятором по отношению к непосредственной деятельности. Задача этой структуры состоит в создании внешних стимулов, которые потом будут направлять собственное поведение. Примеры:

- Ведение плана дел
- Завязывание узелка на память
- Установка будильника
- Просьба напомнить что-либо

Здесь везде сначала идет ДЕЙСТВИЕ (реакция), которое потом приведет к созданию СТИМУЛА. Поэтому вместо непосредственного реагирования на текущую ситуацию, человек может перейти к выполнению заранее обдуманного и всесторонне подготовленного плана, который и приведет к желанной цели. Именно это свойство выделяет человека от других представителей животного мира. Теперь мы можем дать строгое определение интеллекта.

Интеллект - это свойство системы достигать поставленных целей путем автостимуляции.

Вы можете разместить эту статью на любом сайте (в рассылке, блоге и пр.)
при условии неизменности текста и указания источника:

www.sheremetev.info
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.