В начале XX века жил и творил «человек-фабрика», «первый инженер России» - Владимир Григорьевич Шухов (на фото). Он сознательно отказался от подражания иностранным образцам и стал работать, опираясь на научные и инженерные мысли русских учёных. В итоге, он с десятком помощников сделал столько открытий и изобретений, сколько под силу нескольким научно-исследовательским центрам. Практически каждая буква русского алфавита соответствовала какому-нибудь его изобретению. Так была составлена «азбука Шухова». Я решила дополнить её важными и значимыми открытиями, сделанными в России с XVIII по XX век. Возможно, и у вас появится желание вписать в неё пару строк.
А
авиационные ангары (В.Шухов);
автомобили.
Прообраз первого автомобиля был создан крепостным крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым и представлен в Петербурге 1 ноября 1752 года. Это была четырёхколёсная самобеглая коляска, которая двигалась благодаря мускульной силе двух человек, развивая скорость до 15 км/ч.
Следующей попыткой создания самоходного экипажа стала «самокатка» русского конструктора, изобретателя и инженера Ивана Кулибина, на которой он разъезжал по улицам Петербурга в 1791 г. Его трёхколесный механизм развивал скорость до 16,2 км/ч и содержал почти все основные узлы будущего автомобиля, введённые впервые - коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения.
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в 1882 г. группой русских инженеров во главе с Путиловым и Хлобовым. Однако, достаточных документальных подтверждений этого пока не получено. Традиционно же считается, что первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и мощностью 2 л.с. был создан в Санкт-Петербурге в мае 1896 г. Е.А. Яковлевым;
автомобильный счётчик, который измерял пройденный путь и назывался «верстомер» (Л. Шамшуренков).
Б
баржи нефтеналивные (В.Шухов);
батареи скорострельные (А.Нартов);
бомбардировщик - четырёхмоторный самолет «Русский витязь» (И.Сикорский);
буквопечатающий аппарат (Б.Якоби).
В
велосипед. В 1801 г. уральский мастер Артамонов решил задачу облегчения веса повозки за счёт сокращения числа колес с четырёх (см.выше) до двух. Таким образом, Артамонов создал первый в мире педальный самокат - прообраз будущего велосипеда;
вертолёт - первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена русским учёным М.В.Ломоносовым. В 1754 г. он построил модель, работавшую по принципу вертолёта с соосными винтами;
видеомагнитофон (А. Понятов);
винторезный токарный станок (А.Нартов);
висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов (В.Шухов);
воздушно-канатная дорога (В.Шухов);
воздушно-реактивный пульсирующий двигатель - прототип современных реактивных двигателей разработал в 1864 году артиллерийский офицер Н. Телешов;
водонапорная башня (В.Шухов);
водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже (В.Шухов).
Г
генератор трёхфазного переменного тока - сегодня 95% электроэнергии передаётся и потребляется в виде трёхфазного тока (М.Доливо-Добровольский);
гусеница.
Первый гусеничный движитель (без механического привода) был предложен в 1837 г. штабс-капитаном Д. Загряжским. Его гусеничный движитель строился на двух колёсах, обведённых железной цепью. А в 1879 г. русский изобретатель Ф.Блинов получил патент на созданный им «гусеничный ход» для трактора. Он его называл «паровоз для грунтовых дорог».
газгольдеры или газохранилища (В.Шухов).
Д
доменная печь (В.Шухов).
З
землечерпалки (В.Шухов).
И
изолированный электрический кабель (П.Шиллинг).
К
кабельная телеграфная линия - линия Петербург-Царское Село была построена в 40-е годы XIX века и имела протяжённость 25 км. (Б.Якоби);
кессоны (В.Шухов);
М
магнитофон (А.Понятов);
мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины (В.Шухов);
металлические резервуары для хранения нефтепродуктов (В.Шухов);
метод горячей сварки (Н.Славянов).
Н
нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 км (В.Шухов).
О
оптический прицел (А.Нартов);
орбитальная космическая станция «Мир» (НПЦ им. М.Хруничева).
П
пакгаузы, специально оснащённые порты (В.Шухов);
переработки нефти методом крекинга (В.Шухов);
персональный компьютер (А.Горохов);
подвесные электрические дороги (И.Романов);
проекционная система для цветных слайдов (С.Прогудин-Горский);
промышленное производство синтетического каучука (С.Лебедев);
протез (И.Кулибин).
Р
радиобашни цилиндрические (В.Шухов);
радиоприёмник (А.Попов);
растровый ультразвуковой микроскоп (С.Соколов);
реактивный пассажирский самолет ТУ-104 (А.Туполев).
С
самолёт.
Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолёт был создан в России Александром Федоровичем Можайским. 3 ноября 1881 г. он получил первый в мире патент на самолёт, построенный в сентябре 1876 г. - на двадцать лет раньше братьев Райт, которым совершенно незаслуженно приписывается это изобретение;
синтетический каучук из нефти (Б.Бызов);
спутник (КБ С.П.Королёва).
Т
танкеры, трубопроводы;
телеграф, что в переводе на русский означает «дальнописец» (П.Шиллинг);
транспортный самолёт - самый большой в мире самолет «Святогор», «Илья Муромец» (В.А.Слесарёв).
Ф
фюзеляж. Впервые разработав фюзеляжный тип самолета, А.Можайский на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов, которые только в 1909-1910 гг. начали строить подобные самолёты.
Ш
шпалопрокатные заводы.
Ч
часы карманные, которые показывали не только время суток, но и месяц, день, неделю, время года, фазы Луны, время восхода и заката Солнца (И.Кулибин).
Э
электродвигатель (Б. Якоби);
электромобили - двухместный электромобиль И. Романова образца 1899 г. изменял скорость движения в девяти градациях - от 1,6 км в час до максимальной в 37,4 км в час;
электрическая лампа накаливания (А.Лодыгин);
электролёт - вертолёт с электрическим двигателем в 60-е гг. XIX века изобрёл инженер-электрик А.А.Лодыгин;
электромагнитный телеграф (П.Шиллинг, Б.Якоби);
электроразведка для поиска полезных ископаемых (Е.Рагозин);
электротермический ракетный двигатель (В.Глушко).
* * *