16 составляющих психического здоровья

1. Способность любить. Способность вступать в отношения, открываться другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами, без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.

2. Способность работать. Это касается не только профессии, а в целом способности творить и создавать то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал.

3. Способность играть. Речь идет как о детской игре в прямом смысле слова, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Игра имеет большое значение для развития мозга. Согласно исследованиям, гиперактивность у детей может быть следствием нехватки игры. Кроме того в современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что люди перестают играть, игры из "активных" превращаются в "отстраненно-наблюдательные". Люди также все меньше танцуют, поют, занимаются спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие, и это может пагубно сказываться на психическом здоровье.

4. Безопасные отношения. Если ребенок видит много тепла, заботы, любви от матери или ухаживающего за ним человека, он учится доверять миру, у него формируется нормальная привязанность. Согласно Дж. Боулби, помимо нормальной, привязанность также может быть тревожной (сложно выносить одиночество, поэтому человек "прилипает" к значимому объекту), избегающей (человек может легко отпустить другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри) или дезорганизованной (человек реагирует на другого одновременно как на источник тепла и страха). Одна из причин обращения к психотерапии - страдание от насильственных, угрожающих, зависимых, нездоровых отношениях. Но возможно изменение типа привязанности и без психотерапии, при наличии стабильных, безопасных, длительных отношений с партнером.

5. Автономия. Люди часто делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают "выбрать" (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, люди, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.

6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность переживать конфликт и при этом не расщепляться. Это ощущение единства между собой в детстве, собой в настоящем и тем, каким человек представляет себя в будущем. Это способность интегрировать то, что дано природой и то, что человек сумел в себе развить. Одним из нарушений этой способности может быть "нападение" на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и.т.п.

7. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

8. Реалистичная и надежная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают критикующим суровым Супер-Эго. Возможна и обратная ситуация - завышенная самооценка. Когда родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и "лучших" детей, такая необоснованная похвала, лишенная в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты.Ребенок в этом случае не понимает, кем является на самом деле, и ему кажется, будто никто его в действительности не знает. Он часто действует, как будто имеет право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработал этого.

9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В 19 веке говорили о "моральном безумии", сейчас говорят об антисоциальном расстройстве личности, социопатии. Речь идет о непонимании, нечувствовании человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов.

10. Способность выносить сильные эмоции. Выносить эмоции - значит уметь переживать эмоции и при этом не находится в их власти, не действовать под их влиянием. Это также способность быть в контакте одновременно и с эмоциями, и с мыслями, своей рациональной частью.

11. Рефлексия. Способность видеть себя как бы со стороны - видеть, что именно является проблемой и видеть способы эффективного ее решения.

12. Ментализация. Обладая этой способностью, люди способны понять, что другие - это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Чтобы понимать, что собственное чувство обиды от чьих-то слов не всегда говорит о намерении другого человека обидеть, а вызывется личным опытом и своими личностными особенностями.

13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.

14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы окружающих, партнера в отношениях.

15. Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. Поскольку можно вроде бы и нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым.

16. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своих ограничений и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.