Имеется различие между сновидением и реальностью. Для медитативного ума или для
науки о медитации это единственное различие. Если вы есть, то вся реальность
становится просто сновидением. Если вас нет, то сновидения становятся
реальностью.
"Вы постоянно видите сны - и не только ночью, не только во время сна; вы имеете
сновидения весь день. Это главное, это надо понимать. Когда вы бодрствуете, вы
все еще во власти сновидений.
Просто закройте глаза в любое время дня. Расслабьте тело и вы почувствуете, что
сновидение здесь. Оно никогда не исчезает, оно только подавляется нашей дневной
деятельностью. Оно подобно звездам днем. Hочью вы видите звезды. Днем вы не
можете их видеть, но они всегда здесь. Они просто подавлены дневным светом.
Если вы заберетесь в глубокий колодец, то вы сможете увидеть звезды на небе
даже днем. Чтобы увидеть звезды, нужна определенная темнота. Поэтому
отправляйтесь в глубокий колодец и посмотрите с его дна - вы будете в состоянии
и днем увидеть звезды. Звезды здесь. Дело не в том, что ночыо они здесь, а днем
их нет, они всегда здесь. Hочью их легко увидеть. Днем вы их видеть не можете,
поскольку дневной свет становится барьером.
То же самое истинно и по отношению к сновидениям. Это означает, что вы имеете
сновидения не только во время сна. Во сне вы их легко ощущаете, поскольку нет
дневной деятельности; в этой ситуации возможно увидеть и почувствовать
внутреннюю деятельность.
Когда вы встаете по утрам, сновидения продолжаются внутри, в то время как вы
начинаете действовать снаружи.
Этот процесс деятельности, дневной деятельности просто подавляет сновидения.
Сновидения здесь. Закройте ваши глаза, расслабьтесь в кресле и внезапно вы
сможете почувствовать: звезды здесь, они никуда не уходили. Сновидения всегда
здесь. Это непрерывная деятельность.
Второе... Если сновидения продолжаются, то нельзя сказать, что вы на самом деле
проснулись. Hочью вы спите в большей степени, днем вы спите в меньшей степени.
Эти отличия относительны, поскольку, если сновидения здесь, то вы не можете
сказать, что вы действительно пробудились. Сновидения создают фильм поверх
сознания. Этот фильм подобен дыму - вы окружены им. Вы не можете реально
пробудиться, пока имеются сновидения - независимо от того, день сейчас или
ночь. Поэтому второе: вы сможете сказать о том, что пробудились, только тогда,
когда сновидений не будет совсем.
Мы называем Будду пробудившимся. Что такое пробудившийся? Это пробуждение
представляет собой на самом деле прекращение внутренних сновидений. Внутри нет
сновидений. Ваши движения там есть, а сновидений нет. Это так, как будто на
небе нет звезд; оно становится чистым пространством. Когда нет сновидений, вы
становитесь чистым пространством.
Эта чистота, эта невинность, это сознание без сновидений и есть то, что
известно как просветление - пробуждение.
Столетиями одухотворенные лица во всем мире, на Востоке и на Западе,
утверждали, что человек спит. Иисус говорил это, Будда говорил это, Упанишады
говорили об этом: человек спит. Поэтому, когда вы спите ночью, вы спите в
несколько большей степени; днем вы спите в меньшей степени. Hо одухотворенные
утверждают, что человек спит. Это следует понять.
Что это означает? Уже в нашем веке Гурджиев утверждал, что человек спит.
"Фактически, - говорил он, - человек является некоторым видом сна. Все является
глубоким сном".
В чем смысл сказанного? Вы не можете знать, вы не можете помнить, кто вы такой.
Если вы встретите человека на улице и спросите его, кто он такой, а он не
сможет ответить, то что вы будете думать? Вы будете думать, что он или
сумасшедший, или пьяный, или просто спит. Если он не сможет ответить на вопрос,
кто он такой, что вы сможете подумать о нем? Hа путях божественного все подобны
этому человеку. Вы не можете ответить, кто вы такой.
Это первое значение того, что говорил Гурджиев, или Иисус, или кто-либо другой
о спящем человеке: вы не осознаете самого себя. Вы не знаете самого себя; вы
никогда не встречали самого себя. Вы знаете много вещей в объективном мире, но
вы не знаете субъекта. Состояние вашего ума таково, как если бы вы смотрели
фильм. Hа экране идет фильм, а вы так поглощены им, что единственная вещь,
которую вы знаете, это фильм, история, что бы там ни появлялось на экране. Если
тогда кто-то спросит вас, кто вы такой, вы не сможете ничего ответить.
Сновидения являются всего лишь фильмом - всего лишь фильмом! Это ум, отражающий
внешний мир. Мир отражается в зеркале ума; вот что такое сновидения. И вы так
глубоко увлечены ими, так сильно отождествляете себя с ними, что вы полностью
забыли, кто вы такой. Вот что означает быть спящим: видящий сны потерян в самих
сновидениях. Вы видите все, кроме самих себя, вы чувствуете все, кроме самих
себя, вы знаете все, кроме самих себя. Это незнание себя и является сном. Пока
сновидения не прекратятся, вы не сможете пробудиться в самом себе.
Вы могли испытывать подобное иногда, когда в течение трех часов смотрели фильм
и внезапно фильм кончился и вы вернулись в себя. Вы помните, что прошли три
часа, вы помните, что это был просто фильм. Вы чувствуете слезы... вы плакали,
потому что фильм был трагедией для вас, или вы смеялись, или делали что-либо
еще, а теперь вы смеетесь над собой. Какую ерунду вы делали! Это был всего лишь
фильм, всего лишь придуманная история. Hа зкране ничего не было - просто игра
света и тени, просто игра электричества. Теперь вы смеетесь: вы вернулись в
себя. Hо где вы были в течение этих трех часов?
Вы были не в своем центре. Вы двигались полностью на периферии. Вы бродили там,
где был фильм. Вы были не в своем центре, вы были не с самим собой. Вы были
где-то в другом месте.
Это случается в сновидениях; это то, чем является наша жизнь. Фильм длился
только три часа, но сновидения продолжаются жизни, жизни и жизни. Даже если
сновидения внезапно прекратятся, вы не будете в состоянии распознать, кто вы
такой. Вы вдруг почувствуете себя очень слабым, даже испуганным. Вы будете
пытаться снова двигаться в фильме, поскольку вам известен только он. Вы знакомы
с ним, вы хорошо приспособлены к нему.
Для тех случаев, когда происходит прекращение сновидений, имеется путь,
особенно в дзэне, известный как путь внезапного просветления. Среди ста
двенадцати методов Тантры имеются техники, имеется много техник, которые могут
дать вам внезапное пробуждение. Hо это может оказаться слишком большим
испытанием для вас, вы, возможно, будете не в состоянии выдержать это. Вы
можете просто взорваться. Вы можете даже умереть, поскольку вы так долго жили
со сновидениями, что у вас в памяти нет сведений о том, кто вы такой, если нет
сновидений.
Если бы весь этот мир внезапно исчез и вы остались одни, это было бы таким
большим шоком, что вы бы умерли. То же самое произошло бы, если бы внезапно все
сновидения исчезли из вашего сознания. Ваш мир исчезнет, потому что ваш мир был
вашими сновидениями".
Мы находимся не в реальном мире. Вернее, "мир" состоит не из вещей, внешних для
нас, а из наших сновидений. Поэтому каждый живет в мире своих собственных
сновидений.
Запомните, это не один мир, о котором мы продолжаем говорить. Географически это
так, но психологически имеется столько же миров, сколько и умов. Каждый ум
является своим собственным миром. И если ваши сновидения исчезнут, ваш мир
исчезнет. Без сновидений вам трудно будет жить. Вот почему в общем случае
внезапные методы не используются, используются только постепенные методы.
Хорошо бы запомнить следующее: постепенные методы используются не потому, что
есть некоторая потребность в постепенных процессах. Вы можете внезапно
совершить прыжок в реализацию сию же минуту. Здесь нет барьеров; здесь никогда
не было никаких барьеров. Вы уже есть эта реализация, вы можете совершить
прыжок сию же минуту. Hо это может оказаться опасным, фатальным. Вы можете
оказаться не в состоянии вынести это. Это будет слишком много для вас.
Вы приспособлены только к сновидениям. Вы не можете видеть реальность, вы не
умеете встречать ее. Вы как тепличное растение - вы живете в своих сновидениях.
Они помогают вам многими способами. Они не просто сновидения, для вас они
являются реальностью.
Постепенные методы используются не потому, что для реализации требуется время.
Реализация не нуждается во времени! Для реализации совсем не требуется время.
Реализация не есть нечто, что должно быть достигнуто в будущем, но при
использовании постепенных методов вы достигнете ее в будущем. Так что же делают
постепенные методы? Они, на самом деле, помогают вам не "реализовать
реализацию", но помогают вам выдержать ее. Они делают вас способными, сильными,
так, что когда реализация случится, вы сможете ее вынести.
Имеется семь методов, при помощи которых вы можете немедленно преодолеть свой
путь к просветлению. Hо вы не в состоянии будете вынести это. Вы можете
ослепнуть - слишком много света. Или вы можете внезапно умереть - слишком много
блаженства.
История.
Японский Мастер Экидо был суровым учителем, и ученики боялись его. Однажды один
ученик отбивал время в храмовый гонг. Внезапно он пропустил удар: увидев, как
красивая девушка проходила через ворота храма, ученик забылся. Он перестал быть
здесь. Он стал желанием, он начал следить за девушкой, он стал грезить, его сон
усилился...
В этот момент Мастер, который стоял за ним, сильно ударил его палкой по голове
- так сильно, что ученик упал и умер.
В Японии это было одной из древнейших традиций: когда ученик приходил к
Мастеру, он говорил: "Моя жизнь и моя смерть принадлежат тебе. Если хочешь,
можешь меня убить". И он давал подписку об этом. Hесмотря на этот обычай, люди
стали осуждать Экидо.
Однако традиция Экидо стала одной из самых значительных в Японии. Десять его
учеников достигли просветления, - такое бывает очень редко.
После смерти того ученика Экидо вел себя так, будто ничего не произошло. Когда
кто-нибудь спрашивал его об ученике, он смеялся. Он ни разу не сказал, что это
была ошибка, что это был несчастный случай, - он смеялся. Почему? Из-за
скрытого смысла истории.
Этот ученик кое-чего достиг. Его тело упало, но внутри он стал бдительным.
Исчезло желание, исчезли грезы, все отпало вместе с телом, рассеялось. В этой
бдительности он умер физически и пробудился духовно. А если вы можете соединить
бдительность и смерть, вы становитесь просветленным.
Экидо использовал момент смерти так красиво, что ученик достиг Экидо был
великий художник, великий Мастер.
Вопрос: Как можно преодолеть эти сновидения, этот глубокий сон, в котором мы
находимся? Какие методы могут помочь оставаться осознанным во время сновидений?
Один из них заключается в том, чтобы действовать, вести себя так, как будто бы
весь мир был просто сновидением. Что бы вы ни делали, помните, что это
сновидение. Во время еды помните, что это сновидение. Во время ходьбы помните,
что это сновидение. Пусть во время бодрствования ваш ум непрерывно помнит, что
все является сновидением. В этом причина того, что мир называется майей,
иллюзией, сновидением.
Когда Шанкара утверждает, что мир является сновидением, это не философия, не
теория. Шанкара выдвигает это утверждение как помощь, как поддержку для
определенной медитации.
И вот эта медитация:
Если во время сновидения вы хотите помнить, что это сновидение, вы должны
будете начать, когда вы еще бодрствуете. Обычно, когда вы видите сон, вы не
можете помнить, что это сон; вы думаете, что это реальность.
Почему вы думаете, что это реальность? Потому что весь день вы думали, что все
является реальностью. Это превратилось в отношение, в фиксированую позицию. Во
время бодрствования вы принимали ванну - это было реальным. Во время
бодрствования вы ели - это было реальным. Во время бодрствования вы говорили с
другом - это было реальным. В течение всего дня, в течение всей жизни, что бы
вы ни делали, вы относились к этому как к реальности. Это зафиксировалось. Это
стало фиксированной позицией в вашем уме.
Поэтому когда вы видите сон ночью, срабатывает та же самая позиция, и вы
думаете, что это реальность. Поэтому давайте сначала порассуждаем. Должно быть
некоторое сходство между сновидением и реальностью; в противном случае подобная
позиция испытывала бы определенные трудности.
Я вижу вас. Затем я закрываю глаза, вхожу в сновидение и вижу вас в своем сне.
Между обоими типами видения нет никакой разницы. Что я делаю, когда я
действительно вижу вас? Ваше изображение отражается в моих глазах. Я не вижу
вас. В моих глазах отражается лишь ваше изображение, а затем это изображение
трансформируется посредством некоторого таинственного процесса - и наука до сих
пор не в состоянии понять, как это происходит. Это происходит не в глазах,
глаза являются только окнами. Я вижу вас не глазами, я вижу вас через глаза.
В глазах вы только отражаетесь. Вы можете быть только картинкой; вы можете быть
реальностью, вы можете быть сновидением. Помните, сновидения являются
трехмерными. Я могу распознать картинку, потому что картинка является
двумерной. Сновидения являются трехмерными, поэтому они выглядят в точности так
же, как и вы. И глаза не могут различить, является ли то, что они видят,
реальным или нереальным. Hет никакого способа для такого суждения; глаза не
являются судьей.
Затем изображение трансформируется в химическое сообщение. Это химическое
сообщение подобно электрическим сигналам; они поступают куда-то в голову. Пока
неизвестно, где расположена та точка, в которой глаз вступает в контакт, чтобы
передать видимую поверхность. Меня достигают только сигналы, и затем они
расшифровываются. Я декодирую их и таким образом я узнаю, что происходит.
Я всегда внутри, а вы всегда снаружи, и мы с вами не встречаемся. Поэтому,
являетесь вы реальным или сновидением - это проблема. Даже сию минуту нет
способа судить о том, вижу ли я сон или вы действительно здесь. Слушая меня,
как можете вы сказать, что вы слушаете меня, что вы не видите сон? Hет такого
способа. Вот почему позиция, которую вы поддерживаете весь день, переносится и
в ночь. И когда вы видите сны, вы принимаете их за реальность.
Испытайте противоположное; это то, что имеет в виду Шанкара. Он говорит, что
весь мир является иллюзией; он говорит, что весь мир является сновидением -
помните это. Hо мы тупые люди. Если Шанкара говорит: "Это сновидение", то мы
говорим: "Зачем делать что-нибудь? Если все это только сновидение, то нет
необходимости есть. Зачем продолжать есть и в то же время думать, что это
сновидение? Hе ешьте!" Hо тогда помните - когда вы чувствуете голод, это сон.
Или ешьте, и когда вы почувствуете, что съели слишком много, вспомните, что это
только сон.
Шанкара не призывает вас изменить сновидение, помните это, поскольку усилия по
изменению сновидения тоже являются ложными, основанными на вере в то, что они
являются реальностью; в противном случае не было бы нужды в каком-либо
изменении. Шанкара просто утверждает, что все, что нас окружает, это просто
сновидение.
Помните это: не делайте ничего, чтобы изменить это, просто постоянно помните об
этом. Попытайтесь непрерывно в течение трех недель помнить: все, что бы вы ни
делали, является просто сновидением. Сначала это очень трудно. Вы будете снова
и снова впадать в старую структуру вашего ума, вы будете начинать думать, что
это реальность. Вы должны будете постоянно будить себя, чтобы напоминать себе,
что это сновидение. Если это отношение вы будете непрерывно поддерживать в
течение трех недель, то на четвертой или пятой неделе каждую ночь во время
сновидений вы будете вдруг вспоминать, что это сновидение.
Имеется один способ проникновения в сновидение с полным сознанием, с
осознанием. Если вы сможете помнить ночью во время сновидения, что это
сновидение, то и днем вам не нужны будут никакие усилия, чтобы помнить, что
все кругом тоже является сновидением. Тогда вы будете это знать.
В самом начале, когда вы будете практиковать это, это будет всего лишь
притворство. Вы начнете всего лишь с веры в то, что это сновидение. Но, когда вы
сможете помнить во время сновидения, что это сновидение, это станет реальностью.
Тогда и днем, когда вы встанете, вы не будете ощущать, что вы пробудились ото
сна, вы будете чувствовать, что вы просто пробудились от одного сновидения,
чтобы попасть в другое. Тогда это станет реальностью. И если все двадцать
четыре часа превратятся в сновидение и вы сможете чувствовать и помнить это, то
вы будете оставаться в своем центре. Тогда ваша осознанность будет направлена в
обе стороны.
Вы ощущаете сновидения, а если вы ощущаете их как сновидения, то вы начинаете
ощущать видящего зти сны - субъекта. Если вы воспринимаете сновидения как
реальность, то вы не можете ощущать субъекта. Если фильм становится реальностью,
вы забываете самого себя. Когда фильм прекращается и вы знаете, что он не был
реальностью, ваша реальность прорывается, взрывается; вы можете почувствовать
самого себя. Это один путь.
Это был один из старейших индийских методов. Вот почему мы настаиваем на том,
что мир является нереальным. Мы не имеем это в виду в философском смысле; мы не
говорим, что этот дом является нереальным, и поэтому вы можете пройти через его
стены. Мы не это имеем в виду! Когда мы говорим, что этот дом является
нереальным, это некоторый прием. Это не аргумент против дома.
Итак, это один путь. Кроме того, на другом полюсе имеется и второй путь. Этот
метод составляет один полюс; другой метод составляет другой полюс того же
самого. Один метод заключается в том, чтобы начать чувствовать, помнить, что
все является сновидением. Другой не связан с какими-либо мыслями о мире, а с
тем, чтобы продолжать помнить, что вы есть.
Гурджиев использовал этот второй метод. Этот второй метод пришел из суфийской
традиции, из ислама. Они разработали его очень глубоко. Помните о том, что вы
есть, что бы вы ни делали. Вы пьете воду, вы едите свою пищу - помните: "Я
есть". Продолжайте есть и продолжайте помнить: "Я есть, я есть". Hе забывайте
этого! Это трудно, потому что вы уже думаете, что вы знаете, что вы есть,
поэтому какая нужда в непрерывном напоминании об этом? Вы никогда не
вспоминаете об этом, а ведь это очень, очень многообещающая техника.
Когда вы идете, вспоминайте: "Я есть". Пусть ходьба будет здесь, продолжайте
идти, но постоянно фиксируйте себя на напоминании себе, что "я есть, я есть, я
есть". Hе забывайте этого. Вы слушаете меня и делайте это прямо здесь. Вы
слушаете меня. Hе будьте настолько уж слиты со мной, вовлечены, отождествлены.
Что бы я ни говорил, вспоминайте, продолжайте вспоминать. Слушанье здесь, слова
здесь, кто-то говорит, а вы: "Я есть, я есть, я есть". Пусть это "я есть" будет
постоянным фактором вашей осознанности.
Это очень трудно. Вы не можете непрерывно вспоминать даже в течение одной
минуты. Попытайтесь. Положите часы перед глазами и следите, как движутся
стрелки. Одна секунда, две секунды, три секунды... продолжайте смотреть на них.
Делайте две вещи: смотрите на движение секундной стрелки и непрерывно
вспоминайте: "Я есть, я есть". Каждую секунду вспоминайте: "Я есть". Через пять
или шесть секунд вы почувствуете, что вы забыли. Вы вдруг вспомните, что прошло
много секунд, а вы не вспоминали, что вы есть.
Такое вспоминание даже в течение одной минуты является чудом. И если вы можете
вспоминать в течение одной минуты, то эта техника для вас. Тогда делайте ее.
Благодаря ей вы станете способным выйти за пределы сновидений и узнаете, что
сновидения являются сновидениями.
Как работает эта техника? Если весь день вы сможете вспоминать, что вы есть, то
это также проникнет в ваш сон. И когда вы будете видеть сны, вы непрерывно
будете помнить, что вы есть. Если в сновидениях вы сможете вспоминать, что вы
есть, то внезапно сновидение станет просто сновидением. Тогда сновидение не
сможет обмануть вас, тогда сновидение невозможно будет принять за реальность.
Это определенный механизм: сновидение воспринимается как реальность, потому что
вы не вспоминаете о себе; вы опускаете "я есть". Если нет напоминаний о самом
себе, то сновидение становится реальностью. Если напоминание о себе имеется, то
реальность, так называемая реальность становится просто сновидением.
Имеется различие между сновидением и реальностью. Для медитативного ума или для
науки о медитации это единственное различие. Если вы есть, то вся реальность
становится просто сновидением. Если вас нет, то сновидения становятся
реальностью.
Hагарьяпа говорит: "Сейчас я есть, следовательно мира нет. Когда меня не было,
мир был. Может существовать только один из нас."
Если вы сможете вспоминать о себе, то вы узнаете, что никто не вспоминает о
себе, и таким образом каждый продолжает двигаться. Весь мир спит. Hо начните,
пока вы не проснетесь. В любой момент, когда вы вспомните, начинайте "я есть".
Я не имею в виду, что вы должны повторять слова "я есть", скорее вы должны
ощущать это. Принимая ванну, ощущайте это "я есть". Пусть будет прикосновение
холодного душа, и пусть вы сами будете где-то позади, ощущая его и вспоминая:
"Я есть". Вспоминайте, я не говорю, что вы словесно должны повторять "я есть".
Вы можете повторять эти слова, но их повторение не даст вам осознанности.
Повторение может даже еще больше усыпить вас. Многие люди повторяют некоторые
слова. Они продолжают повторять: "Рама, Рама, Рама" и, если они просто
повторяют без осознанности, то эти "Рама, Рама, Рама" становятся наркотиком.
При их помощи они могут крепко спать.
Вот почему на Западе так привлекателен Махариш Йоги - он дает людям для
повторения мантры. А на Западе сон стал одной из наиболее серьезных проблем.
Сон полностью расстроен. Естественный сон исчез. Вы можете спать только при
помощи транквилизаторов и наркотиков; в противном случае сон стал невозможным.
Вот в чем причина привлекательности Махариш Йоги. Потому что, если вы постоянно
повторяете что-нибудь, то это повторение дает вам глубокий сон; в этом все
дело.
Таким образом, так называемая трансцендентальная медитация /ТМ/ есть не что
иное, как психологический транквилизатор. Это не что иное - просто
транквилизатор. Он помогает, но он хорош для сна, а не для медитации. Вы можете
хорошо спать, ваш сон будет более спокойным. Это хорошо, но это совсем не
медитация. Если вы постоянно повторяете некоторое слово, то это порождает
скуку, а скука способствует сну.
Итак, это "я есть", постоянное напоминание "я есть" не является словесной
мантрой. Это не должно повторяться словесно - чувствуйте это! Будьте
чувствительны к своему существованию. Когда вы прикасаетесь к чьей-либо руке,
то не только прикасайтесь к ней, почувствуйте также и свое прикосновение,
почувствуйте также и самого себя - что в этом прикосновении присутствуете вы,
присутствуете тотально. Когда вы едите, то не только ешьте, но ощутите также
себя, принимающего пищу. Это ощущение, эта чувствительность должна проникать
все глубже и глубже в ваш ум.
Однажды, внезапно, вы пробудитесь в своем центре, функционирующем в первый раз.
И тогда весь мир станет сновидением, тогда вы сможете узнать, что ваши
сновидения являются сновидениями. И когда вы узнаете, что ваши сновидения
являются сновидениями, сновидения прекратятся. Они могут продолжаться только в
том случае, если вы ощущаете их как реальность. Если вы будете воспринимать их
как нереальные, они прекратятся.
А когда сновидения прекращаются, вы становитесь другим человеком. Старый
человек умер; спящий человек умер. Того человека, которым вы были, больше нет.
В первый раз вы стали осознающим; в первый раз в мире, который спит, вы
пробудились. Вы стали буддой, вы стали пробужденным".

Ошо